Коммерсантъ,
1 июля 2021 г.
ЦБ усомнился в потребительской ценности страховщиков
970 просмотров
Банк России озаботился клиентской ценностью страховок — глава ЦБ Эльвира Набиуллина в среду заявила, что уровень выплат по отдельным видам страхования «критически низкий» — от 1% до 10% от сумм сборов. Регулятор проанализировал иностранную статистику и нашел, что в других странах страховщики платят клиентам больше. На страховом рынке объясняют, что дело здесь не в жадности страховщиков, а в аппетитах посредников: возможность «встать на полку» в банке страховщикам обходится до 80–90% стоимости полиса.
В выступлении на Международном финансовом конгрессе Эльвира Набиуллина заявила, что «не все представленные сегодня на рынке финансовые продукты отвечают критерию потребительской ценности», и привела в качестве примера страхование. По данным регулятора, в 2020 году уровень выплат по отношению к начисленным премиям по отдельным видам был критически низким: в страховании жизни и здоровья для ипотечных заемщиков — 10%; для людей, взявших автокредит или потребительский кредит,— не больше 5%. «Крайне низкий уровень выплат также наблюдается в страховании банковских карт и мобильной техники — 4% и 1% соответственно. Мы посмотрели примеры в других странах, там уровень выплат в разы выше»,— заявила глава регулятора. После чего задалась вопросом: а зачем вообще нужны такие страховки, «зачем люди за них должны платить»?
Поэтому ЦБ намерен повысить клиентскую ценность полисов и уже наметил ряд действий: это усиление требований к раскрытию информации (страховщикам придется лучше пояснять условия получения выплат) и отслеживание «соответствия страхового случая тем жизненным ситуациям, которые реально возникают на практике».
Также от страховщиков потребуют исключения чрезмерной сложности в оформлении документов для клиентов и простоты получения страховых выплат.
Отметим, что ЦБ не в первый раз ополчается на низкие выплаты компаний. В феврале регулятор провел ревизию 45 вмененных видов страхования и нашел там уровень выплат 17% от объема премий, что крайне мало по сравнению с обязательными видами (в них 69%, см. “Ъ” от 20 февраля). Весной ЦБ указал на низкую долю выплат в продуктах по страхованию от COVID-19 — 16% от сборов (см. “Ъ” от 26 апреля).
«Мы полностью поддерживаем и разделяем позицию Банка России в части необходимости упрощения и повышения прозрачности процедур заключения договоров и получения выплат»,— говорит президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.
Эксперты вину за сложившуюся ситуацию возлагают на посредников.
Глава группы рейтингов финансовых институтов агентства АКРА Алексей Бредихин отмечает, что фактически цена полиса определяется не размером страхового риска, а аппетитами посредников, подавляющая часть премии уходит на оплату комиссий, а потребители вынуждены покупать страховку, чтобы получить кредит. По его словам, в Великобритании была похожая ситуация — после расследования регулятор крупно оштрафовал банки и компании за подобные практики.
Как рассказал собеседник “Ъ” на страховом рынке, наиболее системным каналом продаж, за который идет борьба страховщиков, является банковский. «Встать на полку банка, а также получить возможность продавать коробочные продукты через салоны сотовой связи или другие структуры (которые могут включить страховую услугу в состав другой, более востребованной) — мечта каждого страховщика,— говорит он.— Все остальные каналы (брокеры, дилеры, собственные филиалы, агентские сети) не отвергаются, но сложны, затратны по построению и требуют внутренней инфраструктуры».
Но доступ к банковскому каналу — это высокие суммы комиссионного вознаграждения, а поскольку комиссия увеличивает размер страховой премии, то и размер убытков получается очень низким.
«Если сравнивать рентабельность продуктов, продаваемых через разные каналы продаж, то она будет практически одинаковой. С точки зрения комбинированного коэффициента убыточности тоже разницы нет: сложите комиссию посредника, административные расходы страховщика, убытки и резервы — и везде будет одинаковое значение. Поэтому корректнее было брать размер нетто-премии (рисковой) и сравнивать ее с уровнем выплат. Но при таком варианте надо будет показать реальную величину стоимости привлечения бизнеса через банковский канал, а этого никто не хочет»,— пояснил он “Ъ”.
По данным ЦБ, по итогам первого квартала 2021 года размер комиссионного вознаграждения банков составил 62,3 млрд руб., а совокупные сборы через них — 151,2 млрд руб. В среднем комиссия банков была равна 41,2%. При этом по кредитному страхованию от несчастных случаев банки получили 12,1 млрд руб. вознаграждения, а собрано через них было 20,2 млрд руб., то есть их комиссия составила 60% от собранных через них премий. Неофициальные комиссии еще выше — до 90%, это могут быть комиссии банка за сопровождение договоров.
Татьяна ГРИШИНА
Вся пресса за 1 июля 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Брокеры, Выплаты, Регулирование, Тарифы, Банкострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
9 июня 2025 г.

|
|
Интерфакс, 9 июня 2025 г.
Суд решил взыскать с экс-руководителей СГ «Спасские ворота-М» 137 млн руб. убытков

|
|
Банки.ру, 9 июня 2025 г.
Страхование созаемщика ипотеки: нужно ли в 2025 году и что будет, если он не застрахован

|
|
Доктор Питер, 9 июня 2025 г.
Приписки и пропущенный рак: как пройти диспансеризацию не для «галочки», разъяснили эксперты ОМС

|
|
Autonews.ru, 9 июня 2025 г.
Как будет работать ОСАГО без учета износа. Об этом лучше знать заранее

|
|
zakon.kz, 9 июня 2025 г.
Казахстанец не согласился с размером страховой выплаты и обратился в Конституционный суд

|
|
Российская газета, 9 июня 2025 г.
Штраф до миллиона рублей: навязывание платных услуг гражданам может очень дорого обойтись бизнесу

|
|
Курсив, Ташкент, 9 июня 2025 г.
Александр Кацага: Общественное финансирование — лучший путь к устойчивой медицине

|
|
Газета.Ru, 9 июня 2025 г.
В Совфеде придумали, как защитить заказчиков частных домов

|
|
IT Channel News, 9 июня 2025 г.
«Ренессанс Жизнь» перевела продающие подразделения и сервисный контакт-центр на российскую платформу Naumen Contact Center

|
|
Известия, 9 июня 2025 г.
Черная смета: банки раскритиковали закон о маркировке звонков

|
|
Коммерсантъ, 9 июня 2025 г.
Страховщики разошлись по жизни

|
8 июня 2025 г.

|
|
IvanovoNews, 8 июня 2025 г.
В Ивановской области существенно выросло число аварийных водителей

|
|
ГТРК Нижний Новгород, 8 июня 2025 г.
Банда из 43 нижегородцев пойдет под суд за мошенничество с автостраховками

|
|
Smolnarod.ru, Смоленск, 8 июня 2025 г.
Сотрудники банка навязали смоленскому пенсионеру невыгодный договор

|
|
Коммерсантъ, 8 июня 2025 г.
В Новороссийске с виновников ДТП взыскали полмиллиона рублей за убытки городу

|
|
Sputnik Южная Осетия, 8 июня 2025 г.
Едем в Россию: что нужно знать автовладельцам Южной Осетии перед поездкой на авто

|
|
Sputnik Южная Осетия, 8 июня 2025 г.
Требование ОСАГО: водители из Южной Осетии жалуются на проверки и штрафы на границе

|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|